Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [18]
Общее книговедение [1]
Математика [0]
История зарубежной литературы [3]
История книжного дела [0]
Философия [1]
Современный русский язык [1]
Иностранный язык [1]
Отечественная история [0]
Информатика [2]
Психология [0]
Экономика [0]
Библиография [0]
История отечественной литературы [1]
Концепции современ. естествознания [1]
Социология [0]
Логистика в книжной торговле [0]
Иностранная библиография [0]
Синергетика [0]
Основы производственных процессов [3]
БЖД [0]
Менеджмент [0]
Маркетинг [2]
Политология [0]
Правоведение [0]
Книговедение [3]
Стандарты в книжном деле [0]
Реклама книги [0]
Управление качеством [0]
Экспертиза и оценка рукописных книг [0]
Культурология [2]
Учеба, общие вопросы образования [1]
Антикварная книга [9]

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 74

Главная страница » Каталог статей » Книговедение
20 лет, изменившие книжный мир России

20 лет, изменившие книжный мир России
20 лет, изменившие книжный мир России

В.К. Солоненко, Московский государственный университет печати

Двадцать лет назад началась перестройка. В связи с этой датой
во многих средствах массовой информации возникла очередная волна дискуссий о том, нужны ли были горбачевские реформы, туда ли они привели, кто стоял за спиной генсека, что он мог сделать, но не сделал. Без конца муссируется вопрос о мере ответственности за распад страны между М.С. Горбачевым и
Б.Н. Ельциным…

Однако каждый, кто в той или иной степени причастен к книжной отрасли, соотносит изменения в ней с масштабами общественных преобразований. Да, на книгоиздании принципы демократии, гласности, свободы слова сказались самым благоприятным образом.
Бросим беглый взгляд на эти два десятка лет и подведем некоторые итоги. Но сначала – дадим характеристику основным направлениям деятельности книжного сообщества в 1988 г. В этом году достигнут максимальный за всю историю советского книгоиздания выпуск книг по совокупному тиражу.
В 1988 г. в СССР действовало 244 издательства. В это число входили и чисто “книжные” издательства, и газетно-журнальные, выпускавшие помимо периодики книги, и те, которые наряду с книжной продукцией выпускали ноты, альбомы или плакаты. Особняком стояло Главное управление геодезии и картографии – монополист в выпуске картографических изданий. Его можно считать 245-м издательством.
Издательская система при всей ее стабильности год от года немного менялась. Издательства иногда укрупнялись (в 1983 г. два издательства были объединены в “Финансы и статистику”), либо делились (в 1987 г. от “Книги” отпочковалась “Книжная палата”). В 1983 г. издательств было 229, в 1973 – 193. Наибольший пророст численности обеспечивали издательства союзных республик и местные партийные газетно-журнальные издательства. Росло и число университетских издательств.
Из 244 издательств 120 находилось на территории РСФСР, из них ровно половина относилась к центральным. 55 центральных издательств находилось в Москве, 4 – в Ленинграде, 1 – в Казани.
Республиканские российские издательства были представлены 6 московскими, 2 – ленинградскими, 52 – местными.
Большая часть центральных и почти все российские издательства находились в ведении госкомиздатов СССР и РСФСР соответственно. Некоторые из них были в двойном подчинении. Ряд издательств были в ведении министерств и ведомств (Воениздат, Издательство стандартов), творческих союзов (“Советский писатель”, “Советский художник”), других общественных организаций (Профиздат, “Новости”, “Знание”). Мощными издательствами владела компартия. К центральным издательствам относились три издательства ЦК КПСС, а также Лениздат и “Московский рабочий” соответственно ленинградской и московской (городской и областной) партийных организаций. Эти пять издательств выпускали треть тиражей всех центральных издательств и 40% печатных листов-оттисков. А издательство “Правда” (с 1992 г. – “Пресса”) было крупнейшим советским издательством. Уступая по тиражам “Детской литературе” и “Просвещению”, оно занимало 1-е место по объемам: в 1988 г. 4,4 млрд. печатных листов-оттисков только книжной продукции.
По числу названий, если исключить ведомственные Издательство стандартов и Прейскурантиздат, в 1988 г. лидировали “Наука” (2303), Воениздат (1261), “Новости” (1058), “Прогресс” (741), “Просвещение” (710).
Достаточное развитие имело книгоиздание в стенах вузов. Через редакционно-издательские отделы литература выпускалась едва ли не всеми вузами страны. Полноценных же вузовских издательств было немного.
В 1973 г. статус издательств имели издательские подразделения восьми университетов. Спустя 15 лет их число удвоилось. 17 университетских издательств в 1988 г. выпустили 1889 названий общим тиражом 7,3 млн. экз. Об их деятельности надо заметить следующее. Лишь три издательства (два центральных – Московского и Казанского университетов и одно республиканское – Ленинградского университета) имели выход на общесоюзный книжный рынок. Их аннотированные тематические планы рассылались по всем книготоргам и магазинам, так же затем распространялись книги. Остальные университетские издательства (цитируем статью 1984 г.) “сами, своими скудными средствами рекламируют литературу, собирают заказы, и сами пожинают плоды такого кустарного распространения”.
Кстати, то же самое можно сказать обо всех издательствах. Общесоюзная книготорговая сеть имела отношения с 53 центральными издательствами и 8 – российскими. О книгах издательств союзных республик и местных некоторая информация публиковалась в “Книготорговом бюллетене”, однако они крайне редко преодолевали границы своих регионов.
В 1988 г. в СССР было издано 81,6 тыс. названий книг тиражом 2,3 млрд. экз. На Российскую Федерацию пришлось 49,6 тыс. названий и 1,8 млрд. экз. (61 и 79 процентов). По названиям в 1988 г. произошло некоторое сокращение выпуска по сравнению с предыдущим годом, а по тиражу, как уже отмечалось, – был достигнут максимальный показатель.
Доля платных изданий, выпущенных только издательствами, а значит – предназначенных для распространения через книготорговую сеть, составила 59% всех названий, и 98% совокупного тиража. Их стоимость по номиналу потянула на 2312 млн. руб. Точный объем выпуска изобразительных, нотных и картографических изданий определить трудно, но приблизительную цифру назовем: стоимость этих изданий по номиналу (предназначенных для продажи и выпущенных только издательствами) должна быть 350–400 млн. руб. Общая стоимость печатной продукции, направленной на книжный рынок, таким образом, составила в 1988 г. около 2700 млн. руб.
Структура издательского репертуара в советское время была такова, что лишь небольшая толика выходящих книг была представлена в ассортименте книжной торговли. Если отнять бесплатные и ведомственные, издания союзнореспубликанских и местных издательств, Издательства стандартов, издательств, специализировавшихся на экспортной продукции и т.п., то в ассортимент любого книготорга (кроме Москниги – здесь случай особый) попадало не более 20 процентов всех выпускаемых названий.
Книжная торговля страны в 1988 г. выглядела следующим образом. Основным каналом распространения была система Госкомиздата СССР и аналогичных республиканских комитетов. Здесь насчитывалось около 7,6 тыс. книжных магазинов. В системе потребкооперации их было около 9 тыс. и около 5 тыс. отделов или секций в универсальных магазинах. “Союзпечать” располагала 200 магазинами и огромной сетью киосков. В остальных системах предприятий было немного: в “Транспортной книге” – 30, “Академкниге” – 35. По “Военкниге” данные не обнаружены. Итого – более 17,5 тыс. магазинов. Плюс около 170 бибколлекторов, которые тоже относились к розничным предприятиям. На долю России приходилось около 9 тыс. предприятий, или чуть более половины общесоюзной сети.
Розничный товарооборот (книжных товаров) в 1988 г. имел такую структуру (млн. руб.):
Доля Российской Федерации в общесоюзном обороте книжной торговли составила 56%. Чтобы сопоставить итоговые суммы книгоиздания и торговли, надо иметь в виду, что, во-первых, в общем обороте более 100 млн. руб. занимала букинистическая книга, а во-вторых, около 30 млн. руб. – продажа импортной продукции. Наш вывоз печатной продукции был больше ввоза. И все же обе итоговые суммы близки, что позволяет сделать вывод: объем книжного рынка примерно соответствовал в советское время объему выпускаемой издательской продукции.
На комплектовании 172 бибколлекторов системы Госкомиздата СССР находилось почти 300 тыс. библиотек, которым в 1988 г. реализовано книг на 217 млн. руб. Это – 12 процентов розничного оборота. Товарооборот магазинов и отделов “Книга – почтой” этой же системы составил около 60 млн. руб., или 3,3%.
Издательская отрасль была высокорентабельной. Тиражи в короткое время направлялись в книготорговую сеть и тут же оплачивались. В условиях высокого, ажиотажного спроса, многие книги быстро исчезали с прилавков магазинов, а самые дефицитные вообще не появлялись в открытой продаже.
Только по системе Госкомиздата СССР в 1988 г. прибыль от издательской деятельности достигла 671 млн. руб. (рентабельность, отношение прибыли к полной себестоимости – 80%). Книжная торговля получила прибыль 365 млн. руб. (рентабельность, отношение прибыли к обороту – 14%).
Рентабельность крупных издательств, особенно выпускающих художественную литературу, превышала 200, а партийного издательства “Правда”, которое выпускало огромными тиражами в основном безгонорарную классику, – 300 процентов. Одно из самых рентабельных издательств “Художественная литература” более трех четвертей прибыли перечисляло в бюджет.
И последнее, о чем стоит сказать, завершая характеристику ушедшей эпохи, это структура розничной цены книги. Если книга в магазине продавалась за 1 руб., то авторам доставалось 4 коп., редакционно-издательские расходы стоили 5 коп., материалы – 16 коп., полиграфия – 17 коп., прибыль тянула на 33 коп., книжная торговля оставляла себе 25 коп. Единая 25-процентная торговая скидка дифференцировалась по территориям. На примере Мособлкниги – одного из крупных российских книготоргов – покажем распределение скидки. 4 из 25 процентов шло на содержание союзного и республиканского оптового звена, 2 – хватало на содержание областного аппарата и книжной базы, 19 – обеспечивали работу книжных магазинов. Иными словами, 33-процентная наценка к цене издателя окупала работу всех звеньев книжной торговли.
Столь подробное введение понадобилось потому, что многим авторам, обращающимся к характеристике книжного дела советской эпохи, не удается избежать приблизительности, тенденциозности, мифотворчества.

***

Прошедшие 20 лет можно разбить на 4 периода. Первый: 1985–1987 гг. Здесь все еще протекало по законам предшествующих лет. И только в 1987 г. начались первые смелые публикации, возвращение читателю забытых и запрещенных произведений, издательства получили большую самостоятельность. Темпы развития гласности ошеломляли. В октябре 1987 г. на вопрос читателя “Книжного обозрения” руководитель Госкомиздата СССР ответил: “Наполненные ненавистью к нашей истории, политике, культуре сочинения Солженицына не будут издаваться и распространяться в нашей стране”. А в августе 1988 г. этот же госкомиздатовский еженедельник напечатал статью Л. Чуковской “Вернуть Солженицыну гражданство СССР”. И вскоре А. Солженицына стали активно издавать.
Второй период: 1988–1991 гг. Возникла возможность издания книг за счет автора. Стала осуществляться программа быстрого реагирования, выпуска экспресс-изданий – книг, пользующихся наибольшим спросом. Появление альтернативного книгоиздания и книгораспространения, частного капитала. Обилие репринтных переизданий и низкокачественной развлекательной литературы.
В период 1992–1995 гг. продолжился стремительный рост числа издателей и укрепление негосударственного сектора. Произошла приватизация большинства книготорговых предприятий. Эти годы называли временем дикого капитализма. Расцвело пиратское книгоиздание. В целом качество выпускаемых книг оставалось невысоким. В отношениях с книжной торговлей преобладали прямые, без оптовых посредников связи
Наконец, период, начиная с 1996 г. и до наших дней. Это время стабилизации и подъема книгоиздания, время более-менее нормальной конкуренции, повышения качества печатной продукции. Стали внедряться передовые технологии в торговле, появились новые оптовики и книготорговые сети. Оживилась деятельность университетских издательств.
Указанные границы условны. Так, кто-то не согласится с границей 1995/1996 и будет настаивать на ее смещении на год. Но суть дела это не меняет.
Общеизвестно, что книжная отрасль раньше других вступила на рыночные рельсы. Ее путь к равновесным, рыночным ценам начался за три-четыре года до полного освобождения цен.
В 1987 г. было утверждено дополнение к действующему прейскуранту, предусматривающее установление договорных цен. Впервые издательства получили возможность по согласованию с книжной торговлей назначать цену, исходя не только из объема и трудоемкости книги, но и в соответствии с имеющимся спросом. Первым таким изданием стал двухтомник “Избранное” А. Ахматовой (издательство “Художественная литература”, 1987 г.), после чего практика применения договорных цен стала с каждым годом расширяться.
С 1987 по 1990 гг. средняя цена книги (по центральным издательствам система Госкомпечати СССР) выросла с 1,48 до 2,22 руб. Договорные цены были в среднем в 1,5 раза дороже прейскурантных, в отдельных случаях превышение достигало 2,5 раз. В марте 1991 г. разрешили применять повышающие коэффициенты к прейскурантным ценам.
Подталкивала издателей, влияя на общественное мнение, и букинистическая торговля. В 1987 г. начали проводиться антикварно-букинистические аукционы. С 1 января 1989 г. букинистам разрешили применять договорные цены на все книги, кроме выпущенных в последние три года. А поскольку резервы книжного дефицита, в том числе старше трех лет, хранились в достаточном количестве на всех уровнях книжной торговли, они вскоре стали потихоньку перетекать в букинистические магазины.
Через год появился еще один рыночный суррогат – прокат книг, или продажа их во временное пользование. При этой форме торговли залоговая цена была выше номинала, но не настолько, чтобы у покупателей появлялось желание возвращать книгу в “библиотечно-прокатный пункт”. Фактически это была перепродажа новых книг по рыночным ценам. Смекалка букинистов и прокатчиков не могла не влиять на ценовую политику издателей. Тон здесь задавали первые издательские кооперативы или совместные предприятия.
Представим себе: среднестатистический издатель, затратив 42 коп. на производство среднестатистической же книги, продавал ее за 75 копеек, имея 80-процентную рентабельность. Новый участник, затратив то же самое, направлял книгу в продажу по 4 руб. А это более 800% рентабельности!
Уже в 1988 г., который мы подробно разобрали, начали свою деятельность некоторые пионеры издательской альтернативы: советско-французское предприятие “ДЭМ”, советско-польское “Орбита”. Через год появились советско-финское “ИКПА”, советско-западногерманское “Вся Москва”, советско-югославское “Интербук”. Это самые заметные фирмы. Действовали и небольшие кооперативы, чаще выпуская продукцию совместно с госиздательствами. Так, зарегистрированный в 1988 г. производственно-редакционный кооператив “Текст” (ныне известное издательство) первые свои книги выпускал с Издательством МАИ.
В 1989 г. были зарегистрированы Издательский центр при Ассоциации совместых предприятий “Терра” и советско-британское предприятие “Слово/Slovo” – фирмы, успешно работающие по сей день. По некоторым оценкам, в этом году действовало более 100 новых субъектов книгоиздания.
Через год или два, то есть еще в советское время были созданы и другие издательства, которые потом выбились в лидеры российского книжного бизнеса: “АСТ”, “Центрполиграф”, “ЭКСМО”, “ОЛМА”, “Питер”, “Рипол”, “Феникс”, “Самовар”. В это же время начали работать и быстро добились успеха издательства, который впоследствии либо утратили позиции (“Голос”, “Локид”), либо вообще исчезли (“Северо-Запад”, “Полярис”, “Крон-пресс”). Ряд других фирм, возникнув в те же годы, выбрали относительно узкую специализацию, не имели больших объемов выпуска, но вошли в число авторитетных издательств: Издательство РХГИ, “Дело”, “Ладомир”, московский “Логос” и питерский “Logos”, “Русский путь”. К старейшим издательствам деловой книги можно отнести объединение “ЮНИТИ”. А “София”, зарегистрированная в 1991 г. в Киеве, очень скоро стала главным поставщиком на российский рынок эзотерической литературы.
В период 1992–1993 гг. начали свою деятельность такие впоследствии крупные издательства как “Росмэн”, “Эгмонт Россия”, “Вагриус”, “Вече”, “Армада”, “АСТ-Пресс”, “Гранд-Фаир”, “Эллис Лак”. В первый год новой России возникли издательства, заинтересовавшиеся деловой книгой: “ИНФРА-М”, “Юристъ”, “Приор”. В 1993 г. зарегистрирована первая оптовая фирма “КноРус”, также выбравшая для себя деловую книгу.
Этот период отмечен появлением многих успешно работающих по сей день научных издательств: “РОССПЭН”, “Алетейя”, “Дмитрий Буланин”, “Петербургское востоковедение”, “Индрик”, “Академический проект” (СПб).
В следующие два года также появилось немало новых издательств: “Азбука”, “Диля”, “БХВ-Петербург”, “Новое литературное обозрение”, “Языки славянской культуры”, “Алгоритм”, “Эдиториал УРСС”, “У-Фактория”
В последние советские и первые постсоветские годы в репертуаре большинства новых издательств преобладала художественная литература развлекательных жанров. Тогда это представлялось самым выгодным, пользовалось постоянным спросом. Была велика доля переводов. Репринты постепенно исчезали, но переизданий выходило еще достаточно много. Продолжалось освоение ранее недоступных отечественному читателю авторов и произведений, хорошо разрабатывалось Русское Зарубежье, возник обширный поток религиозной и парарелигиозной литературы.
Однако к некоторым издателям пришло понимание того обстоятельства, что есть на рынке и другие достаточно привлекательные сегменты. Это учебное книгоиздание, и прежде всего – для общеобразовательной школы.
Первые книги издательства “Дрофа” в 1992 г. вышли в серии “Зарубежный кинороман” (“Богатые тоже плачут” и проч.), далее – другая художественная литература, переводная и отечественная. Но в 1994 г. “Дрофа” делает резкий поворот в сторону школьных учебников. Что из этого получилось – известно всем. К 1993–1994 гг. относится появление других издателей продукции этого типа: “Вентана-Граф”, “Мнемозина”, Корпорация “Федоров”.
К середине 90-х стал развиваться выпуск вузовских учебников, особенно по экономическим, юридическим и другим гуманитарным дисциплинам. На этом направлении выделялись, помимо уже названных, издательства “Аспект Пресс”, “Владос”, “Бек”, “Академия-Центр”, “Маркетинг”.
При всем развитии альтернативного книгоиздания в начале 90-х позиции старых издательств были еще сильны. Вот, кто лидировал в выпуске книг по тиражам.
Как видим, концентрация книгоиздания на стыке эпох была высокой. Потом на два года число издательств, делающих четверть российских тиражей, выросло до 10, а в 1995 г. – опять произошло укрупнение выпуска книг ведущими участниками. При этом весь период лидировало “Просвещение”, с заметным отрывом от издательств, занимающих второй ранг. Впрочем, отрыв этот с 1992 г. постоянно сокращался: со 162 до 74 млн. экз.
В рассматриваемый период менялся характер взаимоотношений издательств и книжной торговли. С развитием альтернативного книгоиздания оптовые предприятия книжной торговли стали приобретать тиражи новых издательств. С другой стороны, ВГО “Союзкнига” постепенно переставало быть монопольным покупателем продукции центральных издательств. В 1989 г. издательство “Книга” впервые большую часть 100-тысячного тиража книги Я. Харона “Злые песни Гийома дю Вентре” поставило не союзному, а одному из областных оптовых предприятий.
В середине 1991 г. книжной торговле было предоставлено право применять надбавки к цене. Номинал и розничная цена, таким образом, стали неравнозначными понятиями, следовательно, отпала необходимость вообще обозначать номинал в изданиях. Книг без номинала в течение 1991 г. стало выходить все больше, а в 1992 г. от указания номинала вообще отказались. К этому времени издатели и книгопродавцы имели уже солидный рыночный опыт. Поэтому всеобщая либерализация цен в стране на книжный рынок существенно не повлияла.
Инфляция, неплатежи поставили в особо трудное положение оптовую торговлю. Ведь она связывала многие издательства с еще большим множеством оптово-розничных и розничных предприятий. Связи стали ослабевать. Издатели (и государственные, и частные) вынуждены были искать другие каналы сбыта. В свою очередь, книжные магазины, не имея необходимых объемов поставки от традиционных оптовиков, также стали искать альтернативу. Это совпало с акционированием ряда оптовых предприятий (Центральной оптовой книжной базы, Книготорговой базы Москниги и др.). В конечном итоге резко упало значение оптового звена в книжной торговле, что дает о себе знать и по сегодняшний день. Однако часто встречающиеся суждения о развале, ликвидации, упразднении оптовой книготорговли не имеют под собой никаких оснований. Здесь не было чьего-то умысла или злой воли. Просто так сложились обстоятельства.
В 1991–1992 гг. у оптовой торговли появляется альтернатива в виде бирж. Среди других выделялась книжная секция биржи “Российская бумага”. Позже возникли многочисленные частные оптово-розничные фирмы, часть из которых впоследствии превратилась в известные издательства. Активно практиковалась продажа книг через рекламу в книжной и другой периодике. Принималась подписка на многотомные издания. Было немало случаев обмана доверчивых покупателей: фирмы, собрав немаленькую предоплату, просто исчезали.
В январе 1992 г. был принят Указ Президента Российской Федерации “О свободе торговли”, позволяющий торговать кому угодно, где угодно и чем угодно. С этого момента в России наступил бум улично-лоточной торговли. Однако необходимо возразить против довольно распространенных оценок о якобы преобладании этой торговли над стационарной. Да, лотков, палаток было тогда очень много, но по оборотам они, несомненно, уступали книжным магазинам.
Последние же, в условиях инфляции, снижения спроса на книги, нарушения связей с издателями и поставщиками, роста расходов на содержание помещений стали часть торговых залов сдавать другим “конторам”, или сами принимались торговать чем-то чужеродным.
На стыке эпох видоизменилась ярмарочная система. В сентябре 1991 г., то есть через две недели после августовских событий, была отменена VIII Московская международная книжная ярмарка. Хотя с 1993 г. проведение главного книжного форума страны было возобновлено, стали проводиться и региональные ярмарки. Книжники едва успевали их посещать: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Инта, Кисловодск, Иркутск, Обнинск, Москва (но не только ММКЯ). Со временем значение большинства ярмарок было утрачено. Сохранили свой общероссийский статус лишь санкт-петербургский “Невский книжный форум” и проводимая с 1999 г. московская ярмарка “Non fiction”.
В разных городах возникли постоянно действующие оптово-розничные ярмарки, крупнейшей из которых стала московская в спорткомплексе “Олимпийский”.
Стихия формирующегося рынка повлекла многочисленные выступления в средствах массовой информации по поводу опасности, нависшей над прессой и книгоизданием.
Государство отреагировало на общественный призыв, утвердив в 1992 г. Федеральную целевую программу поддержки книгоиздания Мининформпечати Российской Федерации. По сей день дотации на выпуск литературы по всем отраслям знаний выделяются специальной конкурсной комиссией при ведомстве печати.
С 1992 г. действует Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), а с 1994 г. – Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), финансирующие научно-исследовательские и издательские проекты в области естественных (первый) и гуманитарных (второй) наук.
Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) работает в России с 1987 г., но развернутые программы поддержки книгоиздания и библиотек стали осуществляться с 1995 г. Приоритетным направлением здесь была учебная литература для школ и вузов по гуманитарным и социальным дисциплинам. Учебники выходили в рамках программ “Обновление гуманитарного образования”, “Высшее образование”, “Учебник для XXI века”. Программой “Translation Project” поддерживался перевод и издание западной литературы по общественным наукам. Последним проектом доктора Д. Сороса в России была “Пушкинская библиотека”.
В 1989 г. Министерством иностранных дел Франции и Посольством Франции в России была принята программа переводов и издания у нас в стране французских, главным образом современных авторов. Программа получила название “Пушкин”. За десять лет при финансовой поддержке из Франции в русском переводе было опубликовано около 250 книг. В программе “Пушкин” участвовало 62 российских издательства.
Другим способом поддержки печати стали налоговые льготы. Законом о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания предусматривалась с 1 января 1996 г. нулевая ставка НДС для всех участников книжного рынка, но ограничивающаяся изданиями, связанными с образованием, наукой, культурой. Забегая вперед, отметим, что накануне истечения срока действия этого закона в печати возникла волна публикаций, обещающих отрасли чуть ли не катастрофу: обвал тиражей, резкий скачок цен, разорение издательств. Но наступил 2002 г. с дифференцированной ставкой НДС, а ничего катастрофического не произошло. Темпы роста цен на издательскую продукцию почти не изменились.
В 1995 г. на российском телевизионном канале появилась передача “Книжная лавка”. Еженедельное предложение книг издательства “Терра”, дублирующееся в “Книжном обозрении”, вызвало огромный интерес телезрителей и значительно повысило обороты компании. Позже “Терра” отказалась от услуг телевидения, перейдя на информирование покупателей через каталог. Это было время активного развертывания почтовой, каталожной торговли. Спустя некоторое время в лидеры на этом направлении выбилась компания “Бета-Сервис” (ныне “Мир книги”).
И еще одно новшество 1995 г., о котором следует напомнить, связано опять-таки с “Террой”. Это издательство возобновило указание розничной цены на своих книгах. Смелая акция родилась в период снижения темпов инфляции и некоторой стабилизации книжного рынка. Оптовые и розничные покупатели продукции издательства получали необходимые скидки, обеспечивающие нормальную рентабельность при продаже книг по “терровским” ценам. Такой порядок продолжался, пока августовский дефолт 1998 г. вновь не всколыхнул рынок.

***

Перейдем к характеристике периода после 1995 г. Это было время постоянного расширение издательского репертуара. В 2003 г. рост по сравнению с 1992 г., когда выпуск книг по названиям оказался минимальным, достиг 282%. Минимальный тираж пришелся на 1998 г. Рост за пять лет составил 172%. Внушительные темпы динамики!
Как уже отмечалось, практически все самые известные и крупные сегодня издательства были созданы 10–15 лет назад. Однако и во второй половине 90-х появилось несколько ставших известными фирм: “Айрис-Пресс”, “Амфора”, “Захаров”, “Невский проспект”, “Юрайт”.
Это было время создания и наращивания оборотов солидных оптовых фирм: “Топ-книга”, “Мастер-книга”, “Омега-Л” и др. Случались и неудачи. Не получилось развернуть оптовую торговлю у “Центркниги”. Оказалась мертворожденной и идея выстроить систему общероссийской оптовой торговли под вывеской “Российская книга”.
Репертуарные изменения были связаны прежде всего с поворотом к отечественной литературе. В 1993 г. переводы составляли у нас 20% по названиям и 47 – по тиражам. Через 10 лет их доля уменьшилась по названиям в два раза, по тиражам – почти в четыре. Лидерами продаж, тесня иностранцев, постепенно становятся новые русские авторы: В. Доценко (широко издается с 1994 г.), А. Маринина (с 1995 г.), Т. Полякова (с 1997 г.), Д. Донцова (с 1998 г.), Б. Акунин (с 1998 г.).
Возможность продаж значительной части тиражей библиотекам учебных заведений стимулировала развитие учебного книгоиздания. Получила распространение вариативность учебной литературы, появление множества учебников разных авторов по одной и той же дисциплине. Доля учебных изданий выросла с 25% (по названиям) и 19% (по тиражам) в 1993 г. до 32 и 35 соответственно в 2003 г.
Экономические реформы, рост численности предпринимателей, постоянное обновление законодательства, проникновение в каждый российский дом компьютеров привели к значительному росту выпуска деловой книги. Дополнительным фактором развития этого сегмента рынка стала сравнительно высокая платежеспособность покупателей деловой литературы. В 1993 г. деловая книга занимала 9 % по названиям и 3,5% по тиражам. Спустя 10 лет эти показатели выросли соответственно до 16 и 8%.
Вообще наблюдается развитие выпуска опережающими темпами функциональной литературы: учебной, научной, производственной, справочно-энциклопедической. К 1996–1997 гг. относится появление и такой новой тенденции. Лидеры книжного бизнеса России, выпускавшие преимущественно массовую литературу, вдруг стали проявлять интерес к истории, философии. В “ЭКСМО” запустили серию “Антология мысли”, а еще через пару лет – сразу шесть серий по психологии. В “АСТ” кроме психологической, философской и исторической литературы стали осваивать военную проблематику, а сейчас “АСТ” стало лидером в издании военной литературы.
Много издается документов, первоисточников, а также мемуарной и биографической литературы.
Еще одна тенденция последних лет – визуализация книги. Широко издаются обильно иллюстрированные книги по самым различным отраслям науки и техники: автомобили, оружие, здоровье, кулинария, досуг, тайны истории и проч.
Конкуренция и разборчивость покупателей привели к общему повышению качества оформления и полиграфического исполнения российской книги. Несколько издательств в последние годы направили свои усилия на выпуск штучного товара – роскошных и дорогих книг тиражом до 100 экз.
Важным стимулом для повышения качества издательской продукции служит проводимый с 1999 г. конкурс “Книга года”, итоги которого подводятся в рамках очередной сентябрьской московской ярмарки.
Что касается количественных показателей, то здесь наблюдалось усиление монополизации книгоиздания. Приведем данные, аналогичные тем, которые характеризовали первую половину 90-х, но для удобства все сведем к двухгодичным отрезкам времени (показатели – млн. экз. – среднегодовые). К концу анализируемого периода около четверти всех тиражей выпускало уже три издательства. Впрочем, то же самое было в 1992 г. (и в 1988!).
Некоторые признаки монополизации наблюдаются и в книжной торговле. Это и присоединение в 1997 г. всех муниципальных московских магазинов к Московскому Дому книги, и расширение деятельности компании “Топ-книга”, и создание книготорговых сетей некоторыми крупными издательствами. Но в целом в стране складывается достаточно многообразная по форме организации и приемам работы книжная торговля. Возникают оптовые и розничные предприятия различной специализации: учебной литературы, деловой, интеллектуальной. В 1998 г. появился первый Интернет-магазин “OZON”.
Остановимся на вузовском книгоиздании. Оно получило достаточное развитие. По данным РКП в 2003 г. 685 университетских издательств выпустили 18 тыс. названий книг общим тиражом 8,4 млн. экз. По названиям каждая пятая книга в России – университетская. В Москве действует 116 издательств, Санкт-Петербурге – 54. Вот рейтинг ведущих университетских издательств в 2003 г., учитывающий три показателя их деятельности.
Весьма вероятно, что в статистическом учете есть пробелы: издательства университетов не все обязательные экземпляры направляют в Российскую книжную палату. И все же цифра 140 тыс. названий ежегодно выходящих вузовских книг, называемая в ряде публикаций руководителем ЦКБ “Бибком” В. Ивановым, представляется совершенно не соответствующей действительности.

***

Что еще надо сказать о книжном мире России? Это довольно узкий мир, не очень заметный, если сравнивать его со всем нашим деловым миром, всей общественной жизнью. Но и здесь случаются события, о которых начинают говорить все.
В 1995 г. руководитель Издательской группы “Прогресс” А. Авеличев взял кредит в банке на производство кинофильма (выпуск книг показался ему не самым выгодным бизнесом). Через год вместо 700 тыс. долларов возвращать необходимо было 7 миллионов. В конце концов с торгов было продано 8-этажное здание издательства. Рухнуло одно из крупнейших и авторитетнейших издательств России. В 1991 г. оно одним из первых было акционировано.
Настоящая статья – про книжное дело. Словосочетание это осенью 1997 г. замелькало на страницах всех центральных газет и многократно повторялось электронными средствами массовой информации. Речь шла о гонораре в 450 тыс. долларов, полученном пятью высокопоставленными чиновниками во главе с А. Чубайсом за ненаписанную тогда еще книгу “История российской приватизации”. Скандальная история стала причиной ряда отставок в правительстве.
А разве не сенсацией было назначение в декабре 1993 г. министром печати некоего Б. Миронова, который не стеснялся своих националистических взглядов, но продержался в должности почти год.
А книжный бизнес и криминал? Первой жертвой в книжной отрасли 1 февраля 1994 г. стал глава издательства “Новое время” С. Дубов. В ноябре 1996 г. и августе 1997 были убиты два руководящих работника “Дрофы”. Одна газета, откликаясь на эти заказные убийства, напечатала заголовок: “Не издавать школьные учебники – опасно. Издавать – смертельно опасно”. И это были не последние жертвы в книжном деле.
Или такое наблюдение. Падает самолет. Сообщается о гибели издателей. Взрыв в поезде метрополитена. Слова прощания известного издательства с коллегой. Взрыв у станции метро. И снова сообщение о гибели издательского работника. Оказывается, не так уж узок наш книжный мир, если его не обходят стороной разные напасти.
Завершая эти заметки, захотелось найти слова, которые бы в сжатом виде давали оценку всему прошедшему 20-летию. Пожалуй, вот эти размышления С. Чупринина, написанные им в 2000 г. для “Общей газеты” после посещения XIII ММКЯ, подойдут:
“По 57-му павильону стоило побродить хотя бы затем, чтобы напитаться живой энергией, прислушиваясь к спонтанным обменам репликами и возгласами радостного изумления, звучавшими на каждом шагу.
Дивились не роскошным фолиантам, хотя и им тоже. Радовались не тому, что качественная литература деликатно, но заметно потеснила криминальное чтиво, хотя и этому тоже, конечно, радовались. Но доминирующим, я думаю, было согласное ощущение, что вот, мол, братцы, и в нашей стране, где все так скверно, где экономика лежит в руинах, а про политику стыдно даже говорить, тоже что-то, оказывается, может быть в полном порядке.
А книгоиздание – при всех его внутренних драмах и неизжитых бедах – у нас действительно и наконец-то в полном порядке”.

Категория: Книговедение | Добавил: obraz (2006-12-18)
Просмотров: 3361 | Рейтинг: 5.0 |
Комментарии
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCoz